Неудачники возвращаются

Международная фармацевтическая компания – Valeant Pharmaceuticals International – начинает третью попытку масштабной экспансии на российский рынок. В четверг 13 июля 2006 г. с официальным визитом Россию посетит председатель правления Valeant Тим Тайсон. В компании констатируют, что внимание к России высшего руководства свидетельствует о долгосрочных планах этого фармацевтического гиганта на российском рынке. Решено продвигать новые оригинальные бренды, а в 2007–2008 гг. планируется представить весь потенциальный для российского фармрынка портфель компании. Однако наблюдатели отмечают, что нынешний заход компании на российский рынок уже не первый, а два предыдущих были не слишком удачными. На сегодняшний день успех американцам может принести только попадание препаратов Valeant в перечень лекарств по госзакупкам. Американская фармацевтическая Valeant Pharmaceuticals International (штаб-квартира в Калифорнии, США), правопреемник компании ICN Pharmaceuticals, основанной еще в 1960 г., выпускает и продает более 600 рецептурных и безрецептурных медикаментов и биотехнологических продуктов более чем в 128 странах мира. В России знают такие из них, как Солкосерил, Отинум, Солкотриховак. Компания выпускает лекарственные средства для применения в неврологии, дерматологии и для лечения инфекционных заболеваний. Как большинство крупных фармацевтических производителей, Valeant занимается разработками по своим основным клиническим направлениям. Сегодня в Valeant работают около 17 тыс. человек. В 2004 году общий оборот компании составил 683 млн долл. К концу 2008 года Valeant планирует удвоить объем товарооборота. Как пояснили RBC daily в компании, основная цель приезда г-на Тайсона – бизнес-визит в российское представительство. Председатель правления будет встречаться с сотрудниками и анализировать ранее проделанную работу. Своим визитом г-н Тайсон хочет показать особое внимание к России как к одному из самых приоритетных регионов. Кроме того, г-н Тайсон лично ознакомится с текущей ситуацией на российском фармацевтическом рынке. В результате поездки в Россию он сможет предложить новые решения для создания максимально эффективного менеджмента, соответствующего специфике такого масштабного региона, как Россия, а также найти более эффективные способы продвижения новейших препаратов, разработанных специалистами компании. «Россия – это зона повышенного внимания для компании Valeant. В ближайшее время мы планируем увеличить свое присутствие на российском рынке медикаментов, – заявил г-н Тайсон. – Долгосрочная стратегия в таком крупном регионе позволит значительно расширить нашу дистрибьюторскую сеть и существенно увеличит доходы компании». Сообщается, что новый виток экспансии в Россию будет предварен маркетинговыми исследованиями российского рынка. В компании отмечают, что это даст возможность более эффективно внедрять современные препараты последнего поколения. Кроме того, в ближайшее время компания Valeant, чьи интересы в России представляет новый менеджмент, планирует наладить прямой диалог со специалистами в рамках специализированных тематических конференций-семинаров для врачей и провизоров. История продвижения Valeant в Россию оказалась довольно запутанной. Как отмечают эксперты, впервые начав работать на российском рынке в 90-х гг., она довольно стремительно развивалась в трех направлениях: производство, дистрибуция, ритейл. Были куплены значительные активы – контрольные пакеты акций пяти российских фармацевтических заводов: «ICN Октябрь» (Санкт-Петербург), «ICN Полифарм» (Челябинск), «ICN Лексредства» (Курск), «ICN Марбиофарм» (Йошкар-Ола) и «ICN Томскхимфарм» (Томск). Были созданы собственные дистрибьюторская и аптечная сети. Руководство компании придерживалось политики не надеяться на партнеров. По мнению руководства, построение в России фирменной аптечной сети должно было замкнуть цепочку производитель-оптовик-аптека-потребитель, что позволяло избегнуть участия посредников. Неожиданно в ноябре 2002 г. совет директоров принял решение о продаже своих подразделений в России и Восточной Европе в связи с их «несоответствием планам стратегического развития компании». На тот момент заводы ICN занимали третье место среди российских производителей лекарств, контролируя 10,8% рынка. Годовой оборот российского подразделения составлял 130 млн долл. Стоимость активов «ICN Россия» была оценена в 260 млн долл. По информации ЦМИ «Фармэксперт», к моменту продажи активов компании помимо пяти фабрик ICN владела в России 96 аптеками, которые были проданы аптечной сети «03», заводы были куплены компанией «Фармстандарт». «После этого компания вышла на российский бизнес во второй раз, – говорит RBC daily аналитик ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов, – однако, относительным успехом назвать их второе появление было нельзя. Маленькие объемы продаж и несущественная доля рынка не позволили компании занять прочные позиции в терапевтических сегментах. Сегодня мы ожидаем третий выход уже переименованной компании. Думаю, что столь странное поведение компании на рынке вызвано отчасти сменой руководства, что повлекло за собой пересмотр стратегии развития. Сегодня для компании Valeant российский рынок опять кажется перспективным». По мнению аналитика, завоевать большую долю рынка компании будет довольно сложно. Выход один: войти со своими препаратами в программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) с минимальными ценами. По прогнозам, компания вряд ли будет заново что-то приобретать или строить в России. «Думаю, они остановятся на поставках лекарств из Европы, – отмечает г-н Мелик-Гусейнов. – Строить пока вряд ли что-то будут, еще не затихла волна от продажи заводов ICN». В настоящий момент продукция Valeant в России представлена довольно слабо, поскольку после ухода из России руководство компании сконцентрировало свое внимание на более значительных рынках. Однако, как рассказала RBC daily глава представительства Valeant Pharmaceuticals International в России Екатерина Михеева, компания никогда не покидала Россию окончательно, оставляя свое представительство, а уход был связан с переменами в общем направлении деятельности. «Стратегия в настоящее время – фокус на глобальных продуктах, а не на организации локального производства, – говорит г-жа Михеева. – Дистрибуция – наиболее интересный сегмент. Продвигаться в Россию будут препараты неврологического и дерматологического направлений, это основные промотируемые области, как на глобальном уровне, так и в России. Например, Дерматикс – силиконовый гель для профилактики и лечения рубцов, уже показывает серьезные темпы роста и в скором времени станет блокбастером на российском рынке. Препарат Делагил уже находится в листе ДЛО». По словам г-жи Михеевой, компания может предложить и другие, как оригинальные, так и дженериковые препараты для внесения в список. Сейчас документы на включение находятся на рассмотрении лицензирующих органов. На перспективу конкуренции с новым игроком рынка российские производители смотрят спокойно, также отмечая, что наилучшее поле для продвижения – ДЛО. «Компания Valeant – не самая крупная в мире по обороту, – говорит RBC daily начальник аналитического отдела ОАО «Отечественные лекарства» Сергей Алябьев. – Данная новость лишний раз подчеркивает, что рынок РФ – один из самых привлекательных в мире по темпам роста. Скорее всего, Valeant надеется поставлять свои продукты и по программе ДЛО. Насколько нам известно, в багаже компании, в разработке есть «социальные» и потенциально дорогие средства для лечения гепатита С и СПИДа. «Отечественным лекарствам» компания не составит конкуренцию, все-таки мы в разных продуктовых нишах». Отдел компаний




Похожие статьи: