В России внедряют управление на местах

Вчера глава правительства России Михаил Фрадков провел совещание по подготовке к вступлению в силу Федерального закона «О принципах организации органов местного самоуправления». Основное, что хотел выяснить премьер-министр: насколько законы субъектов Федерации, касающиеся местного самоуправления, приведены в соответствие с аналогичным российским законодательством. Оказалось, работы в этом направлении у федерального центра – непочатый край. Как, впрочем, и во многих других. В результате, как считают политологи, нужный России закон о местном самоуправлении при его реализации окажется одним из самых сложных. По данным заместителя министра юстиции РФ Владимира Ялунина, которые он озвучил на вчерашнем совещании под председательством Михаила Фрадкова, в настоящее время в нашей стране действует «245 законов субъектов Российской Федерации о наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления. Такие законы приняты в 75 субъектах РФ». Еще в 9 регионах, в том числе в Москве и Московской области, определен только общий порядок наделения государственными полномочиями органов местной власти. А в 5 регионах, в том числе Чечне, соответствующих правовых актов вообще нет. Примерно также обстоят дела и с остальными региональными законами, касающимися разграничения полномочий муниципальной и государственной власти. Только 33 субъекта РФ (из 89) приняли законодательные акты, передающие органам местного самоуправления полномочия по выплате льгот и пособий, а также оказания медико-социальных услуг населению. Еще меньше регионов – а именно 17 – передали местным органам власти право заниматься лицензированием розничной продажи алкогольной продукции и выдавать лицензии на ведение образовательной деятельности муниципальных учреждений (алкоголь и образование поставил в один ряд г-н Ялунин – RBC daily). В сфере управления лесным фондом, ведением градостроительных и земельных кадастров, распоряжением земельными участками, природопользованием и защитой от стихийных бедствий госполномочия получили муниципалитеты 9 регионов. А регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию, топливо, газ, перевозки на городском транспорте, и т.д. оказалось в ведении органов местного самоуправления только 6 регионов. В общем, какой аспект, касающийся распределения полномочий между муниципалитетами и государством, ни возьми, тут же «вылезет» с десяток регионов (ну, может, чуть больше или меньше), где «позабыли» принять соответствующий нормативный акт. Впрочем, даже там, где местные законы вроде бы приведены в соответствие с федеральным, на деле все оказывается не так радужно. Г-н Ялунин сообщил: «За 7 месяцев 2005 г. на юридическую экспертизу в территориальные органы Минюста России поступило 24516 нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Проведена юридическая экспертиза 22629 актов, включая повторную экспертизу. На 1522 акта составлены экспертные заключения о несоответствии федеральному законодательству». При этом наибольшее количество нарушений федерального законодательства выявлено в региональных актах, регулирующих вопросы государственного управления (23%), конституционного строя (18%), природных ресурсов и окружающей природной среды (17%), социального обеспечения (12%), хозяйственной деятельности (11%). По мнению Владимира Ялунина, такой «разброд и шатание» в региональных законодательствах во многом объясняется тем, что регионы могут реально перейти к передаче госполномочий органам муниципальной власти, а те соответственно могут приступить к их реализации только после того, как будут приняты федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ на 2006 финансовый год. «Только после этого возможно будет провести мониторинг в части реального обеспечения муниципальных образований финансовыми средствами», уверен замминистра. А без этого, ясное дело, органы местной власти не рискнут брать на себя лишнюю ответственность. Да, кстати, в настоящее время ни российский, ни один из региональных бюджетов так и не был принят. Еще одна препона, стоящая на пути реализации российского закона о местном самоуправлении, заключается в том, что в части регионов до сих пор не установлены границы муниципальных образований. Особенно «отличились» здесь кавказские регионы: Чечня, Ингушетия и Карачаево-Черкессия. Кроме них «безграничными» являются Тульская, Волгоградская и Сахалинская области. Всего же, по информации Министерства регионального развития, субъектами Федерации установлены границы 24504 муниципальных образований (522 – городских округов, 1817 – муниципальных районов, 20106 – сельских и 1823 – городских поселений). При этом только 1897 муниципальным районам и городским округам были переданы государственные полномочия. Остальные так и остались «неуполномоченными». Однако все выше перечисленное меркнет перед тем вопиющим фактом, что в 23 субъектах Российской Федерации до сих пор не удосужились принять законы, определяющие новый порядок назначения глав регионов. Об этом с возмущением поведал участникам совещания премьер Фрадков. То есть в настоящее время нормативные акты этих регионов не дают президенту России права снимать и назначать губернаторов и прочих президентов, а это в корне противоречит закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти». В «проштрафившихся», согласно данным Минюста, оказались: Башкирия, Татарстан, Удмуртия, Чечня, Чувашия, Красноярский и Приморский края, Белгородская, Владимирская, Камчатская, Ленинградская, Мурманская, Оренбургская, Пермская, Рязанская, Саратовская, Тверская, Томская, Ульяновская области, а также Санкт-Петербург, Коми-Пермяцкий и Ненецкий автономные округа. Неудивительно, что региональные законодательные акты во многих случаях входят в противоречие с федеральными законами, считают политологи. «Я прекрасно понимаю руководителей регионов, которым не очень-то хочется делиться с муниципалитетами правами и, что, наверное, важнее, бюджетными деньгами», – пояснил RBC daily политолог Сергей Михайлов из фонда «Российский общественно-политический центр». По мнению Сергея Михайлова, с которым согласно большинство специалистов по региональной политике, закон о местном самоуправлении России необходим, так как муниципалитеты во всем мире являются основой государственности. Как он будет реализовываться – вот это вопрос. «В последнее время в России выстраивается вертикаль власти на федеральном уровне. А на региональном уровне такая вертикаль существовала всегда, и она держалась как раз на органах местного самоуправления, которые решали большинство местных проблем», – поделился своим мнением политолог. Со своей стороны советник по региональным вопросам фонда «Информатика для демократии» Сергей Артоболевский считает закон о местном самоуправлении первым шагом к децентрализации власти. По мнению политолога, уже хотя бы поэтому он должен быть реализован. Большой плюс закона о самоуправлении, как считает Сергей Михайлов, в том, что он долго и довольно тщательно разрабатывался. «Он достаточно сбалансирован и, что самое главное, сопряжен с другими законодательными актами, в первую очередь с бюджетным законодательством и налоговым кодексом. Это дает надежду на то, что муниципалитеты получат не только права на осуществление госполномочий, но и на какое-то финансирование», – пояснил он. При этом эксперт отметил, что «закон о местном самоуправлении, несомненно, будет самым сложным российским законом с точки зрения его воплощения в жизнь». В России муниципальные округа слишком разнятся по социально-экономическим условиям. Часть из них может обеспечить достаточное поступление средств в свои бюджеты, другие – нет. Последним придется искать новые источники финансирования, возможно, через развитие местной промышленности, ведь на налоги с нее живут муниципалитеты всего мира. Сергей Артоболевский в то же время считает, что, чтобы не было перекосов в реализации закона о местном самоуправлении, следовало бы учитывать в нем региональные особенности того или иного региона. «Понятно, что у муниципалитетов дотационных регионов меньше возможности заработать деньги, чем у их богатых соседей, поэтому им нужно больше помогать», – пояснил он RBC daily. При этом эксперт видит еще одну проблему, которая может помешать реализации нового закона – отсутствие специалистов, готовых трудиться на благо муниципалитетов. Без них, хотим мы того или нет, не сможет работать даже самый нужный, самый продуманный законодательный акт. Вот только где специалистов муниципального управления в достаточном количестве взять – на этот вопрос не могут ответить ни политологи, ни, пожалуй, сами разработчики закона. Отдел политики


Ищи проституток на сайте http://prostitutkibelgoroda.com .

Похожие статьи: