Препарирование мышкой

Дискуссии об этичности использования в экспериментах подопытных животных ведутся давно. Однако в феврале представители Международного сообщества за гуманное образование (ИнтерНИЧ) подписали с руководством кафедры зоологии Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева договор о прекращении опытов над животными. А в качестве альтернативы крысам и кроликам ИнтерНИЧ предоставил кафедре видеокассеты и компьютерные программы, которые заменят препарирование крыс, рыб и голубей. В частности, в распоряжение будущих ветеринаров поступят видеокассеты с учебными фильмами продолжительностью 53 минуты вроде «Препарирование лягушки», в котором разделу «Внешние органы (включая технику препарирования)» посвящено целых 7 минут. Кроме этих наглядных моделей сторонники гуманитарного образования снабдят академию и более продвинутыми пособиями. Например, программа Cat works позволяет провести высокоточное препарирование домашней кошки, «разобрав» животное до мельчайших составляющих. При помощи специальных курсоров и кнопок пользователь сможет «разрезать» практически любую часть тела животного. Кроме того, цифровые изображения, просмотр в режиме программы QuickTime и комментарии диктора с описанием выполняемой процедуры дают возможность использовать широкий диапазон информации, дополненный контрольными вопросами, лабораторными практикумами и углубленным разрезанием тканей. Программа объединяет полный спектр новейших мультимедийных технологий: полноэкранное непрерывное видеоизображение, анимация, звуковое сопровождение, повествование, подробное текстовое изложение материала и фотографии. По словам разработчиков, подобные программы полностью воспроизводят весь процесс препарирования животных. Защитники животных обещают, что студенты «прочувствуют» этот практикум, самостоятельно выполняя все стадии препарирования, начиная от прикрепления животного к доске и заканчивая уборкой. «Зоолог, не имеющий реального опыта вскрытия, — не профессионал, — заявил РБК daily доктор биологических наук, профессор МГУ Леонид Корзун. — Безусловно, альтернативные модели обучения нужны. Например, в МГУ студентам демонстрируется фильм о детальном препарировании животного блестящими хирургами. Но этим образование не может ограничиться. Какими бы подробными ни были компьютерные программы, студент должен уметь обращаться с живыми существами. Мы же не доверим свое здоровье хирургу, который вместо скальпеля «оперировал» компьютерной мышкой. Когда студент впервые возьмет в руки скальпель, наставник не в силах будет застраховать его от неверного движения дрогнувшей руки, которое приведет к гибели животного. Отказ от проведения опытов и вскрытий напоминает отношение к естественным наукам во времена Средневековья, когда строение животных изучалось по трудам Аристотеля. Все-таки компьютерная программа — это творение человека, а не природы. Живое же можно познать только на живом». Однако представители Центра защиты прав животных «Вита» заявляют, что практический опыт студенты получат, работая в качестве стажеров в ветеринарных клиниках. Сначала ученики будут наблюдать за тем, как опытные врачи лечат больных животных, ассистировать во время операций, и только затем будут оперировать под контролем специалистов. Таким образом, учебные часы, занятые сегодня препарированием, будут потрачены на то, чтобы лечить больных животных, которым действительно нужна ветеринарная помощь.




как правильно подключить подогрев водопровода

Похожие статьи: