Российский бизнес проверят на прозрачность

Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) и рейтинговое агентство Standard & Poor’s заключили соглашение о проведении исследований информационной прозрачности российских компаний. По мнению генерального директора ММВБ Александра Потемкина, проект будет стимулировать российские компании более ответственно подходить к организации процесса раскрытия информации. Это должно позитивно сказаться на оценке привлекательности российских эмитентов инвесторами. По мнению экспертов, проблема недостаточной прозрачности в последние годы вышла на первый план в глазах иностранных инвесторов и сдерживает приток инвестиций в Россию, наравне с политическими рисками и структурными проблемами экономики. Согласно договору с ММВБ, Standard & Poor’s обязуется при поддержке биржи ежегодно исследовать информационную открытость (транспарентность) российских компаний, в том числе эмитентов, акции которых включены в котировальный лист «А» ММВБ 1-го и 2-го уровней. «Исследование, соглашение о котором было подписано с ММВБ, аналогично проводившемуся в 2002 году, – рассказала RBC daily младший аналитик S&P Вера Витальева. – Тогда S&P были исследованы 42 компании, на которые приходилось около 98% капитализации российского рынка. В этом году количество анализируемых компаний увеличится на восемнадцать». По ее словам, исследование, проводившееся в прошлом году, заняло приблизительно три месяца и завершилось 13 августа. Работа по нынешнему исследованию уже началась, а завершить ее планируется также к середине августа. «Общие показатели прозрачности российских компаний улучшаются, однако темпы предпринимаемых шагов в сторону информационной открытости все еще остаются достаточно низкими; существенных изменений в информационной политике отдельных компаний мы не наблюдаем, – отмечает г-жа Витальева. – Прозрачность многих компаний остается на прежнем уровне. Разрыв между наиболее и наименее прозрачными компаниями остается очень большим». Тем не менее некоторым российским компаниям в последние годы все же удалось достичь больших высот в информационной прозрачности. «Из наиболее прозрачных компаний можно выделить компании телекоммуникационного сектора: МТС, «ВымпелКом», «Голден Телеком» и компании группы «Связьинвест», – говорит Вера Витальева. – Данные компании имеют размещенные АДР, что и заставляет их соответствовать западным стандартам раскрытия информации. Компании телекоммуникационного сектора повышают уровень информационной прозрачности с целью привлечения инвестиций, что и показали результаты исследования прошлого года». По оценке управляющего директора компании «Совлинк» Эрика Крауса (Eric Kraus), прозрачность российских компаний очень разная. «Степень прозрачности лучших по этому показателю российских компаний практически соответствует международному уровню. Но прозрачность худших в этом отношении компаний очень плоха, – сказал г-н Краус RBC daily. – В принципе, с 1998 года произошло существенное улучшение ситуации. Но есть проблемы, решение которых займет десятилетие или два». По мнению г-на Крауса, основные проблемы связаны с компаниями, которые практически полностью контролируются одной финансовой группой, – такими как, например, «Сибнефть». Возникает вопрос, отмечает управляющий директор «Совлинка»: будет ли подобающим в такой компании отношение к миноритарным акционерам? Собственный взгляд на проблему прозрачности российских компаний есть у ИК «Тройка Диалог». По словам аналитика по корпоративным финансам Елены Красницкой, «Тройка Диалог» анализирует 60 крупнейших российских компаний, на долю которых приходится 97% капитализации российского рынка акций. «За последние два года доля компаний с высокой степенью прозрачности (среди анализируемых «Тройкой») выросла на 10%: с 20% в октябре 2001 года до 30% в июле 2003 года, – сказала г-жа Красницкая RBC daily. – За тот же период процент компаний с низкой степенью прозрачностью почти не изменился (30% – два года назад, 28% в этом году)». «Таким образом, рост числа прозрачных компаний происходит за счет снижения числа компаний со средним уровнем прозрачности, – говорит аналитик «Тройки Диалог». – Хотелось бы, чтобы число непрозрачных компаний сокращалось прямо пропорционально росту прозрачных компаний. Однако приходится констатировать, что, несмотря на явный прогресс в других областях, прозрачнее российский рынок за эти два года не стал. Хорошие стали еще лучше, а вот плохие хорошими не стали». Между тем, по мнению аналитика The Economist Intelligence Unit Николаса Рэдмана (Nicholas Redman), именно нефтяной сектор, в частности «Сибнефть» и ЮКОС, является лучшим в плане прозрачности. «Все зависит от сектора и от того, насколько они хотят интегрироваться в мировую экономику, ведь прозрачность необходима для того, чтобы привлекать заимствования из-за рубежа и сотрудничать с иностранными компаниями, – сказал г-н Рэдман RBC daily. – Кстати, бытующее представление о том, что все западные компании достаточно прозрачны, неверно. Если оглянуться на пять лет назад, то можно только удивляться тому прогрессу, который был достигнут. Впрочем, путь еще предстоит неблизкий». По мнению аналитика EIU, низкая прозрачность компаний остается одним из наиболее серьезных факторов, отпугивающих инвесторов от российской экономики. «Пока в Россию вкладывают лишь самые смелые или самые большие инвесторы, – отмечает Николас Рэдман. – Наиболее серьезные риски для России – это политический риск, который еще два-три месяца назад не был в центре внимания, надежность партнеров, судебная система и законодательная среда». По его мнению, риск, связанный с недостаточной прозрачностью компаний, вполне сравним с перечисленными. С этим мнением согласен менеджер одной из крупнейших инвестиционных компаний России, отвечающий за продажу акций российских компаний иностранным инвесторам. «После подъема рынка за последние три-четыре года фактор прозрачности становится все более важным, – говорит собеседник RBC daily. – Когда компании были дешевыми, то важен был скорее общий тренд рынка. А сейчас прозрачность играет гораздо большую роль: компании подорожали, стоимость многих из них удвоилась или даже утроилась». В результате, отмечает он, компании платят за низкую прозрачность прямыми потерями капитализации. К таким же выводам приходит и Елена Красницкая из «Тройки». «Наш анализ показывает, что существует обратная связь между степенью прозрачности компании и рискованностью инвестиционных вложений в акции этой компании. Или еще точнее: непрозрачность является основным компонентом этого риска, – отмечает она. – Прозрачность – это компонент, который мы оцениваем при анализе инвестиционного риска, а точнее, той его составляющей, которая связана с корпоративным управлением. Этот риск аналитики учитывают в финансовом анализе при расчете фундаментальной стоимости компании». В качестве примера Елена Красницкая приводит две компании российского нефтяного сектора: ЮКОС и «Сургутнефтегаз». «В том, что касается прозрачности, финансовой дисциплины и системы раскрытия информации в одной и другой компаниях, ЮКОС и «Сургутнефтегаз» являются антиподами, – говорит она. – Показательно то, что ЮКОС имеет высокую прозрачность и наименьший риск корпоративного управления, а «Сургутнефтегаз» отличается низкой прозрачностью и высоким риском». «Тройка» недавно понизила оценку прозрачности «Сургутнефтегаза», после того как было принято решение преобразовать НК «Сургутнефтегаз» (владельца 42% голосов в материнской компании) из ОАО в общество с ограниченной ответственностью, что полностью освободит ее от обязательства публиковать финансовую отчетность и раскрывать своих собственников. В результате, по словам собеседника RBC daily в одной из инвестиционных компаний, дисконты, то есть скидки, с которыми акции ЮКОСа и «Сургутнефтегаза» продаются инвесторам, могут отличаться в несколько раз. Увеличить прозрачность российских компаний, по мнению экспертов, могут и должны как сами компании, так и власти. «Помочь изменить эту ситуацию могло бы повышение со стороны регуляторов требований к глубине раскрытия собственников эмитентами, без этого ждать, что компании начнут раскрывать реальных собственников, наивно, – полагает Елена Красницкая. – В большинстве компаний раскрытие структуры собственников не идет дальше номинальных владельцев, а это на сегодняшний день самая большая проблема, так как это мешает проследить аффиляцию и приводит к нарушению процедур принятия сделок с заинтересованностью». По мнению собеседника RBC daily в одной из инвестиционных компаний, компаниям нужно больше общаться с инвесторами, слушать их – и для этого нанимать профессиональных людей. «Это не черная магия – это модель, которая принята во всем мире, – отмечает собеседник RBC daily. – Кроме того, будет полезен переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. На отчетность по российским стандартам иностранные инвесторы вообще не обращают внимания». Между тем Эрик Краус считает, что главному регулятору, следящему за раскрытием информации, – Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг – нужно «отрастить зубы» и активнее применять санкции в отношении непрозрачных компаний. Государству также нужно улучшить судебную систему – она должна стать меньше подверженной внешним влияниям и иметь больше представлений об абстрактном правосудии, отмечает г-н Краус. По его мнению, поправки к законодательству нужны, но главная проблема – применение действующего законодательства: оно слишком сложно и пока слишком плохо применяется. Отдел экономики

Порно по категориям тут. Экстремальное


Похожие статьи: