пай daily

Сюжет «Захвата» не нов — бандиты взяли в плен целую семью в ее же жилище. Режиссер — малоизвестный испанец Мигель Анхель Вивас. Актеры появлялись в громких фильмах на втором плане (Фернандо Кайо — у Альмодовара в ленте «Кожа, в которой я живу», а Ана Вагенер — в «Бьютифул» Алехандро Гонсалеса Иньярриту). Триллер вызывает эмоции. Приятными их не назовешь. Человек со связанными руками и с полиэтиленовым пакетом на голове бежит, попадает под машину, вскакивает, просит у водителя телефон, звонит, на том конце слышны крики, и женский голос сообщает, что «они уже здесь». В следующем кадре — переехавшая в новый дом семья. Мать (Вагенер), отец (Кайо) и дочь-старшеклассница возятся с вещами, собираются ужинать, ругаются. Но тут врываются трое в масках, всех бьют и связывают. Всю ночь грабители будут истязать своих жертв, убивать и умирать сами. Все в камеру. Никаких недомолвок. Никакой связи с увертюрой и с человеком в полиэтилене. Снято впечатляюще, длинными кадрами. Действие происходит лишь в пределах дома (изредка события перемещаются в машину отца, с которым один из грабителей поехал к банкомату, чтобы снять наличность с кредиток всей семьи), иногда кто-то из жертв пытается бежать, но ведь они только вселились и не ориентируются в новом жилище. Нож входит в кого-то с зычной озвучкой, дырку от выстрела в чьем-то черепе камера показывает не то чтобы крупным планом, но без стеснения. Фильмы о вторжении злодеев чаще заканчиваются трудовым спасением хоть кого-то из несчастных, вздохом облегчения, невзирая на количество жертв и разрушений, в худшем случае — открытым финалом. Тут ничего подобного ждать не стоит, важно, что все показано от начала и до конца, анфас и в профиль. Эти упражнения в ужасном, это торжество формы над содержанием даже позволило критике сравнить «Захват» с порнофильмами. Дескать, от порно обычно не ждут особо тонкого сюжета. Аналогия как бы с другого края киноискусства — «Забавные игры» Михаэля Ханеке. Но Ханеке исследовал хитрое зло, его зло носило белые шорты, было изощренным, интеллигентным. И все же редким по сравнению с гопниками из «Захвата», пугающими своей банальностью. Даже сам тип троицы грабителей — главарь, псих и слабак — встречается в подобных фильмах через раз. Они убивают из-за денег, и такие сюжеты в сжатом виде ежедневно можно выловить в криминальной хронике. Даже в самом «Захвате» таких сюжетов сразу два (не забываем про увертюру и полиэтилен). Эмоции, которые наверное вызовет этот триллер у тех, кто досидит до конца, — страх оказаться жертвой и ненависть, которая, случись что, позволит сопротивляться.




Похожие статьи: