Правительство подарит россиянам 440 млрд рублей

Завтра кабинет министров собирается рассмотреть новый вариант налоговой реформы, разработанный Министерством финансов. Скорректированные предложения по снижению налогового бремени на экономику уже поддержало Министерство экономического развития и торговли, а также премьер правительства Михаил Касьянов. Нынешний вариант учел одно из его основных пожеланий – снизить налоговую нагрузку уже в 2004 году на 2%, а не на 1% ВВП, как предлагалось ранее. Достигнуть этого показателя планируется за счет снижения с 20% до 18% ставки НДС, введения упрощенной системы возврата НДС, отмены налога с продаж и еще ряда мер. В результате реализации этих предложений, по оценкам специалистов Минфина, единовременно из бюджетов всех уровней может «выпасть» порядка 440 млрд рублей доходов. В среднесрочной перспективе аналогичная сумма должна вернуться в госбюджет за счет активизации инвестиционного процесса и легализации фонда заработной платы. Однако в течение ближайших лет 2-3 лет после введения новой налоговой системы решать проблему дефицита придется за счет сокращения непроцентных расходов или привлечения средств из стабилизационного фонда. По словам министра финансов Алексея Кудрина, уточненный вариант налоговой реформы, который должен быть рассмотрен 23 апреля на заседании правительства, на этот раз получил и поддержку Министерства экономического развития, и одобрение премьера Михаила Касьянова. Минфину удалось разработать ряд мер, благодаря которым уже в 2004 году налоговая нагрузка на экономику сократится на 2% ВВП. Этого показателя удастся достичь, прежде всего, за счет снижения налога на добавленную стоимость с 20% до 18% при сохранении льготной 10-процентной ставки для ряда товаров. Сумма, оставшаяся в этом случае у предпринимателей, будет равна 100 млрд рублей, или 0,7% ВВП. Упрощение возврата этого налога при капитальном строительстве уведет из бюджета еще около 60 млрд рублей, или 0,4% ВВП, во столько же обойдется и отмена налога с продаж (ряд других мероприятий облегчитналоговое бремя еще на 0,5% ВВП). Учитывая ожидаемое снижение в 2005 году ЕСН с 35,5% до 26%, доходы бюджета сократятся совокупно за два года более чем на 3% ВВП. Эксперты считают, что для бюджета это весьма значительные потери, которые не удастся восстановить ни за год ни за два, несмотря на оживление инвестиционного процесса. «Наши специалисты подсчитали, что реализация намеченных мер по проведению налоговой реформы приведет к единовременному выпадению из доходов бюджетов всех уровней порядка 440 млрд рублей, что равносильно 3,08 % ВВП, – сказал RBC daily источник в Минфине. – Мы считаем, что такие масштабные потери не могут быть компенсированы, как минимум, в ближайшие 2-3 года за счет увеличения налоговых поступлений и легализации зарплат после ослабления фискального бремени». Некоторые экономисты считают, что ничего страшного в этом нет, ведь начиная с 2000 года, когда была запущена «Программа осуществления масштабной налоговой реформы в РФ», экономика неплохо справлялась со снижением налогового бремени. Поэтому, даже несмотря на снижение налоговой нагрузки правительству, удавалось обеспечивать рост бюджетных доходов всех уровней, превышающий темпы роста ВВП. Однако, по мнению представителей Минфина, это было возможно только благодаря высоким ценам на нефть, которые обеспечивали дополнительные доходы в размере 2% к ВВП и реализации мер по легализации доходов. «Важным источником увеличения бюджетных доходов стала ликвидация такого серьезного канала по уходу от налогообложения, как использование особых условий в ЗАТО и Байконуре, – говорит специалист Минфина. – По нашим данным, это обеспечило увеличение доходов в 2000-2002 году в совокупности на сумму, равную 1,6% к ВВП. Однако на будущее этот резерв бюджетных доходов уже исчерпан». Действительно, даже прошлогоднее сокращение только одного налога на прибыль на 11% не прошло незамеченным для бюджета. «Вероятнее всего, правительству уже пришлось прибегать к средствам из стабилизационного фонда, чтобы погасить образовавшийся после снижения налога на прибыль дефицит бюджета, – сказал RBC daily аналитик инвестиционной компании АТОН Алексей Воробьев. – В то же время в среднесрочной перспективе подобные меры, безусловно, стимулируют экономику и возвращаются сторицей в госбюджет». Действительно, Минфин считает, что уже начиная с 2004 года эффект от снижения налоговой нагрузки должен привести к дополнительному притоку инвестиций. «Суммы, высвободившиеся от налоговых платежей, предприятия по большей части должны будут направить на инвестиции, – говорит специалист Минфина. – По прогнозам министерства, в 2004–2006 годах ожидается дополнительный приток инвестиций в объеме 189,5 млрд рублей (это деньги, которые сэкономят налогоплательщики), дополнительный объем производственного ВВП может составить 308,9 млрд рублей, а дополнительный объем промышленной продукции – 206,7 млрд рублей». Однако, по мнению экспертов, благоприятный налоговый режим не может пока компенсировать низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, макроэкономические проблемы, сложный деловой климат). Поэтому в ближайшие годы дефицит бюджета придется компенсировать из других источников. Как считает министр финансов, избежать сокращения непроцентных расходов (расходы, не связанные с выплатой и погашением долговых обязательств) не удастся. В предвыборный год серьезно говорить о будущем снижении госрасходов или тем более их сокращении нельзя. Подтверждением тому служит и позиция Михаила Касьянова, который считает, что расходы вполне могут расти в границах роста ВВП. Однако такой подход лишит государство резерва, который необходим при проведении подобного рода реформ, считают эксперты. «В этой ситуации, – говорит Алексей Воробьев, – правительство оставляет бюджет без профицита (его тут же тратят – RBC daily) стало быть, не будет источника пополнения стабилизационного фонда». Если правительству так и не удастся решить вопрос с сокращением непроцентных расходов, покрывать «убытки» бюджета от налоговой реформы в ближайшие годы придется за счет средств стабилизационного фонда. По подсчетам специалистов, если эффект от налоговых послаблений несколько запоздает, то средства стабилизационного фонда и золотовалютные резервы (в крайнем случае, ЦБ готов, в нарушение правил, помочь государству) позволят поддерживать российскую экономику на плаву как минимум еще полтора года. Правда, некоторые эксперты опасаются, что ожидаемого эффекта от снижения налогового бремени может так и не последовать. Как сказал RBC daily эксперт инвестиционной компании, «в случае осложнения экономической или политической ситуации высвобожденные средства, которые госбюджет «подарил» предпринимателям, вполне могут в который раз перекочевать за границу. Чтобы этого не случилось, правительству уже сегодня стоило бы разработать меры по нейтрализации такой перспективы, например, ужесточив условия вывоза капитала». Отдел экономики аварийная служба Екатеринбург, все




аварийные службы екатеринбурга верхней пышме.

Похожие статьи: