пай daily

Полное название выставки — «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст». Последнее определение ключевое, так как большая часть работ из коллекции фонда относится именно к околоконцептуальному искусству. Кроме того, здесь можно отыскать произведения из коллекции Музея МАНИ, архивов Андрея Монастырского, Юрия Альберта и других частных и государственных собраний, включая даже «непрофильные» работы из ГМИИ им. Пушкина. В числе экспонатов не только живописные полотна, объекты и инсталляции, но и многочисленные фотографии и документы. С точки зрения общей темы контекста последние опять-таки ключевые. Кураторы «Поля действия», естественно, не замахивались на выставку энциклопедическую. Во-первых, пространства маловато. Во-вторых, многие канонические произведения концептуалистов прочно обосновались за границей. В-третьих, собрать воедино и структурированно описать все творческие поиски этого движения под силу будет, наверное, только кураторам будущего. Поэтому экспозиция, у которой есть и предисловие, и эпилог, смотрится не как роман, а скорее как лирическое эссе на тему концептуализма, решенное хоть и подручными, но довольно интересными средствами. Сама экспозиция похожа на временной отрезок между точками А и Б. Первой точкой выступает знаменитая «бульдозерная выставка» 1974 года, показавшая всем вокруг искусство неофициальное. А последней становится не менее знаменитый аукцион Sotheby’s, который впервые в конце 1980-х предложил цену, и немалую, за это неофициальное искусство. Пространство вокруг точки А и есть предисловие, рассказывающее о зарождении московской концептуальной школы. В этом разделе представлены работы ключевых художников 1970-х — Владимира Вейсберга, Анатолия Зверева, Оскара Рабина, а также ранние работы Валерия Герловина, Виталия Комара, Леонида Сокова. Здесь же очень много документов, фотоальбомов и самиздатовских материалов, дающих возможность взглянуть на творчество художников изнутри. Последний раздел в точке Б под названием «Эпилог. Эпоха счастья», посвященный мечте о независимом творчестве, выглядит не очень внятно. А вот четыре средних раздела, рассказывающих о собственно концептуализме, заслуживают некоторого внимания. Отказавшись от хронологического подхода, основную часть экспозиции разбили очень ассоциативно. В разделе «Пространство» среди прочих оказались Эрик Булатов и Илья Кабаков. В «Знаки/структуры» (это про тех концептуалистов, что работали с текстами) вписались Андрей Монастырский и группа «Коллективные действия». Раздел «Поверхности» представляет концептуальных художников, например Надежду Столповскую, для которых визуальность все-таки не до конца утратила свой смысл. А «Мифологии» посвящены непоколебимому соц-арту. Конечно, многие из представленных работ можно было бы поменять местами или перегруппировать по другому принципу. Но основная концепция кураторов в данном случае не столь важна. Их экспозиция-эссе и так получилась концептуальной уже из-за одного своего контекста.




goodyear vector

Похожие статьи: